С 1 СЕНТЯБРЯ 2023 ГОДА ВО ВСЕХ РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ ВВЕДЕНЫ ЕДИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ФОП).
ФОП (или ФООП) – федеральные образовательные программы. Такие программы разработаны для каждого уровня образования: начального общего, основного общего и среднего общего.
Цель внедрения ФОП: Создание единого образовательного пространства во всей стране.
Что входит в ФОП: учебно-методическая документация: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральная рабочая программа воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программа формирования УУД; программа коррекционной работы.
Что является обязательным для всех школ - Обязательными для применения стали федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению стала и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы.
Школы могут непосредственно применять ФОП или отдельные компоненты ФОП без составления собственных рабочих программ. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП.
Школы вправе перераспределить часы в федеральных учебных планах на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию их углубленного изучения.
- Приказ Министерства Просвещения РФ «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» от 16.11.2022 № 992,
• Приказ Министерства Просвещения РФ «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» от 16.11.2022 № 993,
• Приказ Министерства Просвещения РФ «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» от 23.11.2022 № 1014.
Учебно-методическая документация ФООП:
• федеральные учебные планы;
• федеральный план внеурочной деятельности;
• федеральный календарный учебный график;
•федеральный календарный план воспитательной работы;
• федеральная рабочая программа воспитания;
• федеральные рабочие программы учебных предметов;
• программа формирования УУД.
С 1 сентября 2022 года в МАОУ СОШ № 4 начали действовать обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (Скачать в pdf) »»»»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (Скачать в pdf) »»»»
Для внедрения обновленных ФГОС в МАОУ СОШ № 4 были созданы рабочие группы по работе с ФГОС НОО и ФГОС ООО, а также разработаны и утверждены следующие документы: положение о рабочих группах, план мероприятий по обеспечению перехода на обновленные ФГОС, план-график перехода на обучения в соответствии с требованиями, график прохождения курсов повышения квалификации педагогами, планирующими работать по обновлённым ФГОС.
Приказ директора МАОУ СОШ № 4 «Об организации обучения по ФГОС НОО и ФГОС ООО, утвержденных в 2021 году» »»»»
Приложение 1 "Положение о рабочей группе по обеспечению перехода на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО " »»»»
Приложение 2 "План мероприятий по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования" »»»»
Приложение 3 "План-график перехода на обучение по ФГОС НОО и ФГОС ООО, утвержденных в 2021 году" »»»»
Приложение 4 "Сроки прохождения курсов повышения квалификации по направлению реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя" »»»»
ПРОТОКОЛ № 1 собрания рабочей группы по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования »»»»
ПРОТОКОЛ № 2 собрания рабочей группы по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (от 25.03.2022г.) »»»»
ВЫПИСКА из протокола № 5 заседания педагогического совета МАОУ СОШ № 4 от 25.03.2022 г. »»»»
Информация о проведении родительских собраний по вопросу реализации обновленных ФГОС »»»»
Первоклассники и пятиклассники начали свое обучение 1 сентября 2022 года по программам начального и основного общего образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС. Родителям второклассников, третьеклассников, четвероклассников необходимо было дать письменное согласие на обучение своих детей по программе, соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286.
Основные изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО
Вариативность. Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школа все больше должна ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый - в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй - школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ - школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Планируемые результаты. В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО - личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты. Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.
Метапредметные и личностные результаты. Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями - базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями - общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями - самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых - каждое из УУД содержит критерии их сформированности.
Объем урочной и внеурочной деятельности. Изменили объем часов аудиторной нагрузки - уменьшили верхнюю границу. Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Ученики с ОВЗ. В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии.
Деление учеников на группы. Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей.
Психолого-педагогические условия. В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Повышение квалификации педагогов. Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию.
Информация о федеральных государственных образовательных стандартах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ и УО).
Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам после 1 сентября 2016 года. Остальные обучающиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.